Техническая экспертиза по делам об авариях на водном транспорте
Данная экспертиза подразделяется на судоводительскую, гидрографическую и гидрометрическую.
Судоводительская экспертиза разрешает вопросы, связанные с правилами технической эксплуатации судов, правилами плавания и правилами предупреждения столкновения судов на море, а также вопросы правильности судовождения.
Гидрографическая экспертиза разрешает вопросы о глубинах, рельефе дна, контурах береговой полосы и точности нанесения их на морские карты, а также вопросы, связанные с явлениями земного магнетизма.
Гидрометрическая экспертиза разрешает вопросы о правильности расстановки знаков судоходной обстановки и соответствии их водному режиму.
Для производства данной экспертизы могут понадобиться следующие документы:
-Акт об аварии;
-Протокол осмотра места происшествия;
-Показания членов экипажа и пассажиров судна;
-Документы метеорологической службы;
-Корабельный журнал;
-Акты осмотра гидротехнических сооружений и плавучих средств.
Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:
Установление причины, механизма, обстоятельств, последствий аварии
— Какова непосредственная техническая причина данного происшествия (аварии, гибели, порчи продуктов, разлива нефтепродуктов)-
— Не является ли авария следствием данной причины (такая-то неисправность; вызвавшее пожар попадание в открытый люк парохода искры от трубы; смешивание определенных веществ без учета их свойств, трение неплотно уложенных тюков груза; поломка механизмов судна; неправильная погрузка груза; нарушение правил вождения судна и т.д.)-
— Является ли данное повреждение (обрыв штуртроса, поломка вала главной машины или лебедки, обрыв цепи и т.д.) причиной аварии или оно является его следствием-
— Какие организационные недостатки способствовали аварии-
— Какой частью судна причинены повреждения другому судну (или гидротехническому сооружению)-
— Какова степень тяжести технических последствий, которые вызваны (или могли быть вызваны) аварией-
Установление состояния технических средств и техники безопасности
— Пригодно ли по своей конструкции судно (или иное плавучее средство) к плаванию в таких-то условиях (в озерных, устьев рек и т.д.)-
— Находится ли судно (или гидротехническое сооружение, навигационный прибор, деталь механизма) в технически исправном состоянии, и если нет, в чем заключается неисправность-
— Отвечает ли состояние технических средств (зрительных, слуховых сигналов и др.) требованиям безопасного плавания, и если нет, в чем состоят недостатки-
— Имеет ли судно конструктивные недостатки, могущие отразиться на управлении им-
— Обладает ли корпус судна достаточной водонепроницаемостью-
— Возможно ли проникновение воды в корпус судна таким-то путем (через кингстоны, иллюминаторы, клюзы, фановые трубы и т.д.)-
— Какова мощность водосливных средств и могли ли они обеспечить откачку поступающей в судно воды-
— Сколько времени требуется для заполнения судна водой в данных условиях-
— Препятствует ли такой-то дефект управлению судном-
— Каково качество материала, из которого изготовлено данное изделие (штуртрос, шестерня, якорная цепь, вал и т.д.) и отвечает ли она требованиям, предъявляемым к этому материалу-
— В каком состоянии находилась данная деталь во время последнего технического испытания-
— Является ли данное повреждение свежим или оно старое-
— По какой причине произошла поломка такой-то детали-
— Правильны ли показания магнитного компаса в таком-то морском районе (при условии исправности компаса)- Имели ли место неучтенные отклонения компаса, и если да, то какова величина и по какой причине они происходили-
Решение данных вопросов поручается гидрографу.
— Возможно ли было обнаружить такие-то неисправности и устранить их до аварии-
— Какие меры предупреждения неисправностей следовало принять при данных обстоятельствах-
— Соответствовало ли установленным правилам и нормам состояние пожарной безопасности на судне (наличие, достаточное количество, качество надлежащих технических средств; эксплуатация электроприборов и отопительной системы судна; использование легковоспламеняющихся, горючих веществ; ведение технологических процессов на плавбазе, рыбозаводе и т.д.)-
— Достаточными ли были спасательные средства, имевшиеся на судне-
— Соответствуют ли габариты плота правилам сплава для такого-то участка водного пути-
— Отвечает ли требованиям безопасного плавания количество и состояние предостерегающих знаков (береговых, плавучих)-
— Правильна ли расстановка предостерегающих знаков в условиях такого-то водного потока
Решение данного вопроса поручается специалисту-гидрометристу.
— Правильна ли представлена навигационная карта-
— Соответствует ли глубина, указанная на навигационной карте, действительной глубине, и если нет, имеет ли это связь с аварией-
— Каково качество ремонта и правильна ли была его оценка при приемке объекта в эксплуатацию-
— Имеются ли недостатки в техническом осмотре (сооружений, плавучих средств и т.д.), и если да, в чем они заключаются
-Установление обстоятельств, предшествующих аварии;
оценка действий работников; суждение о возможности предотвращения происшествия
— К участку какого вида (речного или морского плавания) относится определенное водное пространство-
От решения этого вопроса зависит, какие правила должны быть применены в конкретном случае – регулирующие плавание на море или по внутренним водным путям.
— До какого места доходила вода во время разлива, судя по следам на берегу (на частично затопленных деревьях, камнях, домах и т.д.)-
— Какова была глубина в данном месте до падения горизонта воды (например, при весенних паводках)-
— Была ли в данном случае допущена перегрузка судна-
— Правильны ли действия должностного лица с точки зрения морской (или речной практики по обеспечению безопасного плавания)-
— Правильно ли были выполнены данные технические действия (например, счалены баржи для буксировки по определенному участку водного пути, произведена сплотка плота)-
— Правильно ли велась прокладка курсов судна в такой-то период времени-
— Была ли допущена ошибка при счислении, если да, в чем она заключалась-
— Правильно ли производилось определение места нахождения судна-
— Допущены ли отклонения от правил, регулирующих плавание, и если да, то какие и от каких правил-
При решении этого вопроса требуется установить, относится ли место аварии к морскому или озерно-речному бассейну.
— Производилась ли погрузка грузов и размещение их на судне с соблюдением соответствующих правил, и если нет, какие правила не соблюдены-
— Какие действия должны быть выполнены при таких-то условиях согласно соответствующим правилам (правилам технической эксплуатации, правилам плавания по внутренним водным путям или предупреждения столкновения судов на море)-
— Была ли необходимость в отступлении от правил плавания, допущенном в целях достижения определенных полезных результатов (например, для оказания помощи людям или судам, терпящим бедствие)-
— Можно ли было предотвратить аварию, и если да, то каким образом-
— Можно ли было предотвратить аварию таким-то способом (путем отдачи якоря, переключением машины на задний ход и т.д.)-
— Достаточны ли были меры, принятые для предотвращения аварии или уменьшения ее вредных последствий-
— Имелась ли техническая возможность выполнить конкретные действия в определенных условиях (например, привести в действие свисток, если его паропровод был перекрыт вентилем, находящимся в машинном отделении)-
— Имелась ли техническая возможность для оказания помощи судну, пострадавшему при аварии-
— На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение таких-то правил (например, правил плавания)-
— Входит ли в обязанность такого-то работника выполнение данной работы-
— Кем из должностных лиц, через какие промежутки времени и в каком порядке должен был производиться осмотр данного объекта (судна, его определенной части, механизма и т.д.)-
— Какую помощь обязан был оказать капитан другому судну, потерпевшему аварию-
— Выполнило такое-то должностное лицо все действия, необходимые для предотвращения аварии и входящие в его обязанности, и если нет, какие действия не были выполнены-
— Обладает ли данное лицо квалификацией, достаточной для выполнения работы на водном транспорте-
— Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения аварий на водном транспорте-