Судоводительская экспертиза

Техническая экспертиза по делам об авариях на водном транспорте

Данная экспертиза подразделяется на судоводительскую, гидрографическую и гидрометрическую.

Судоводительская экспертиза разрешает вопросы, связанные с правилами технической эксплуатации судов, правилами плавания и правилами предупреждения столкновения судов на море, а также вопросы правильности судовождения.

Гидрографическая экспертиза разрешает вопросы о глубинах, рельефе дна, контурах береговой полосы и точности нанесения их на морские карты, а также вопросы, связанные с явлениями земного магнетизма.

Гидрометрическая экспертиза разрешает вопросы о правильности расстановки знаков судоходной обстановки и соответствии их водному режиму.

Для производства данной экспертизы могут понадобиться следующие документы:

-Акт об аварии;

-Протокол осмотра места происшествия;

-Показания членов экипажа и пассажиров судна;

-Документы метеорологической службы;

-Корабельный журнал;

-Акты осмотра гидротехнических сооружений и плавучих средств.

Примерные вопросы, решаемые данной экспертизой:

Установление причины, механизма, обстоятельств, последствий аварии

— Какова непосредственная техническая причина данного происшествия (аварии, гибели, порчи продуктов, разлива нефтепродуктов)-

— Не является ли авария следствием данной причины (такая-то неисправность; вызвавшее пожар попадание в открытый люк парохода искры от трубы; смешивание определенных веществ без учета их свойств, трение неплотно уложенных тюков груза; поломка механизмов судна; неправильная погрузка груза; нарушение правил вождения судна и т.д.)-

— Является ли данное повреждение (обрыв штуртроса, поломка вала главной машины или лебедки, обрыв цепи и т.д.) причиной аварии или оно является его следствием-

— Какие организационные недостатки способствовали аварии-

— Какой частью судна причинены повреждения другому судну (или гидротехническому сооружению)-

— Какова степень тяжести технических последствий, которые вызваны (или могли быть вызваны) аварией-

Установление состояния технических средств и техники безопасности

Пригодно ли по своей конструкции судно (или иное плавучее средство) к плаванию в таких-то условиях (в озерных, устьев рек и т.д.)-

— Находится ли судно (или гидротехническое сооружение, навигационный прибор, деталь механизма) в технически исправном состоянии, и если нет, в чем заключается неисправность-

— Отвечает ли состояние технических средств (зрительных, слуховых сигналов и др.) требованиям безопасного плавания, и если нет, в чем состоят недостатки-

— Имеет ли судно конструктивные недостатки, могущие отразиться на управлении им-

— Обладает ли корпус судна достаточной водонепроницаемостью-

— Возможно ли проникновение воды в корпус судна таким-то путем (через кингстоны, иллюминаторы, клюзы, фановые трубы и т.д.)-

— Какова мощность водосливных средств и могли ли они обеспечить откачку поступающей в судно воды-

— Сколько времени требуется для заполнения судна водой в данных условиях-

— Препятствует ли такой-то дефект управлению судном-

— Каково качество материала, из которого изготовлено данное изделие (штуртрос, шестерня, якорная цепь, вал и т.д.) и отвечает ли она требованиям, предъявляемым к этому материалу-

— В каком состоянии находилась данная деталь во время последнего технического испытания-

— Является ли данное повреждение свежим или оно старое-

— По какой причине произошла поломка такой-то детали-

— Правильны ли показания магнитного компаса в таком-то морском районе (при условии исправности компаса)- Имели ли место неучтенные отклонения компаса, и если да, то какова величина и по какой причине они происходили-

Решение данных вопросов поручается гидрографу.

— Возможно ли было обнаружить такие-то неисправности и устранить их до аварии-

— Какие меры предупреждения неисправностей следовало принять при данных обстоятельствах-

— Соответствовало ли установленным правилам и нормам состояние пожарной безопасности на судне (наличие, достаточное количество, качество надлежащих технических средств; эксплуатация электроприборов и отопительной системы судна; использование легковоспламеняющихся, горючих веществ; ведение технологических процессов на плавбазе, рыбозаводе и т.д.)-

— Достаточными ли были спасательные средства, имевшиеся на судне-

— Соответствуют ли габариты плота правилам сплава для такого-то участка водного пути-

— Отвечает ли требованиям безопасного плавания количество и состояние предостерегающих знаков (береговых, плавучих)-

— Правильна ли расстановка предостерегающих знаков в условиях такого-то водного потока

Решение данного вопроса поручается специалисту-гидрометристу.

— Правильна ли представлена навигационная карта-

— Соответствует ли глубина, указанная на навигационной карте, действительной глубине, и если нет, имеет ли это связь с аварией-

— Каково качество ремонта и правильна ли была его оценка при приемке объекта в эксплуатацию-

— Имеются ли недостатки в техническом осмотре (сооружений, плавучих средств и т.д.), и если да, в чем они заключаются

-Установление обстоятельств, предшествующих аварии;

оценка действий работников; суждение о возможности предотвращения происшествия

— К участку какого вида (речного или морского плавания) относится определенное водное пространство-

От решения этого вопроса зависит, какие правила должны быть применены в конкретном случае – регулирующие плавание на море или по внутренним водным путям.

— До какого места доходила вода во время разлива, судя по следам на берегу (на частично затопленных деревьях, камнях, домах и т.д.)-

— Какова была глубина в данном месте до падения горизонта воды (например, при весенних паводках)-

— Была ли в данном случае допущена перегрузка судна-

— Правильны ли действия должностного лица с точки зрения морской (или речной практики по обеспечению безопасного плавания)-

— Правильно ли были выполнены данные технические действия (например, счалены баржи для буксировки по определенному участку водного пути, произведена сплотка плота)-

— Правильно ли велась прокладка курсов судна в такой-то период времени-

— Была ли допущена ошибка при счислении, если да, в чем она заключалась-

— Правильно ли производилось определение места нахождения судна-

— Допущены ли отклонения от правил, регулирующих плавание, и если да, то какие и от каких правил-

При решении этого вопроса требуется установить, относится ли место аварии к морскому или озерно-речному бассейну.

— Производилась ли погрузка грузов и размещение их на судне с соблюдением соответствующих правил, и если нет, какие правила не соблюдены-

— Какие действия должны быть выполнены при таких-то условиях согласно соответствующим правилам (правилам технической эксплуатации, правилам плавания по внутренним водным путям или предупреждения столкновения судов на море)-

— Была ли необходимость в отступлении от правил плавания, допущенном в целях достижения определенных полезных результатов (например, для оказания помощи людям или судам, терпящим бедствие)-

— Можно ли было предотвратить аварию, и если да, то каким образом-

— Можно ли было предотвратить аварию таким-то способом (путем отдачи якоря, переключением машины на задний ход и т.д.)-

— Достаточны ли были меры, принятые для предотвращения аварии или уменьшения ее вредных последствий-

— Имелась ли техническая возможность выполнить конкретные действия в определенных условиях (например, привести в действие свисток, если его паропровод был перекрыт вентилем, находящимся в машинном отделении)-

— Имелась ли техническая возможность для оказания помощи судну, пострадавшему при аварии-

— На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение таких-то правил (например, правил плавания)-

— Входит ли в обязанность такого-то работника выполнение данной работы-

— Кем из должностных лиц, через какие промежутки времени и в каком порядке должен был производиться осмотр данного объекта (судна, его определенной части, механизма и т.д.)-

— Какую помощь обязан был оказать капитан другому судну, потерпевшему аварию-

— Выполнило такое-то должностное лицо все действия, необходимые для предотвращения аварии и входящие в его обязанности, и если нет, какие действия не были выполнены-

— Обладает ли данное лицо квалификацией, достаточной для выполнения работы на водном транспорте-

— Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения аварий на водном транспорте-