Лингвистическая экспертиза

Объектом судебной лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности (от отдельного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в том числе устные  тексты, записанные с помощью букв).

Продукт речевой деятельности может оцениваться с точки зрения цели его порождения, выражаемого им смысла, способа  выражения этого смысла и характера его воздействия на адресата или аудиторию. Объективной основой оценки этих четырех его сторон служат нормы (русского) языка.  Общие нормы (русского) языка зафиксированы в грамматиках, словарях и  справочниках. Частные нормы — в лингвистической литературе и специальных экспертных методиках. При необходимости лингвистические наблюдения могут быть сделаны экспериментально, путем анализа выборок или эталонных корпусов текстов.

Судебная лингвистическая экспертиза опирается на разные виды лингвистического анализа, такие как семантический, грамматический, орфографический и проч., поэтому базовым для экспертов, работающих в этой области, является филологическое образование. В рамках  комплексной экспертизы при необходимости также используются методы  психологического, графологического и других видов анализа.

Три основных вида задач, решаемых в рамках судебной лингвистической экспертизы:

-анализ особенностей текста как носителя информации о его авторе  (автороведческие исследования);

-анализ текста с целью выявления выраженных в нем смыслов и характера воздействия текста на адресата или аудиторию (смысловые, или семантические, исследования);

-анализ наименований (названий, торговых марок, доменных имен и т.д.) как средства обозначения «продуктов» человеческой деятельности (исследования наименований).

Автороведческие исследования.

  1. Предположительный автор есть, но его авторство вызывает сомнение и требует доказательства (идентификационные задачи). Сюда относятся ситуации:

а)  подозрение в плагиате (литературном воровстве);

б)  анонимное и псевдонимное авторство;

в)  стилизация, подражание, цитирование.

Типовой вопрос: Является ли данное лицо автором (соавтором) данного текста (фрагмента текста)?

На экспертизу в этом случае предоставляется спорный текст и образцы текстов  предполагаемого автора, которые максимально близки к спорному по жанру, времени  создания и стилю изложения.

  1. Автор текста неизвестен, и необходимо выяснить, содержит ли текст информацию, позволяющую судить об обстоятельствах его создания и об авторе (диагностические, классификационные задачи).

Типовой вопрос: Что можно сказать по тексту об авторе и о самом тексте?

Конкретные вопросы, стоящие перед экспертом:

-Количество лиц, участвовавших в создании текста;

-Написан ли текст автором под диктовку или самостоятельно, переписан ли он с чужого текста, смонтирован ли он из текстов разных авторов, написан ли в соавторстве и т.п.

-Время и место создания текста.

-Биографические данные автора (пол, возраст, уровень и характер образования, область деятельности, родной язык, владение иностранными языками, место рождения,  жительства и пребывания).

-Намеренное искажение биографических данных автора (например, занижение-завышение уровня  образования, «изменение» пола и т.п.).

-Психологические особенности автора и его психическое состояние в момент  написания текста (Находился ли автор в состоянии в алкогольного или наркотического опьянения? Испытывал ли он в момент создания текста страх? Находился ли он под психическим давлением? Менялось ли его эмоциональное состояние в  процессе написания текста? Не страдает ли он каким-нибудь психическим  заболеванием? и т.п.).

Семантические исследования.

Семантические исследования в первую очередь  имеют целью:

выявление смыслов, выраженных в исследуемых текстах, и анализ этих смыслов с разных точек  зрения;

-установление объема и содержания понятия, выражаемого словом или словосочетанием,  употребленным в тексте;

-установление степени адекватности передачи в одном тексте содержания другого текста.

Научную основу семантических исследований образуют такие разделы лингвистики, как семантика — учение о значении и смысле языковых выражений; прагматика — учение о структуре  и содержании речевых, или коммуникативных, актов; анализ дискурса — учение о формальной и содержательной структуре целых текстов, рассматриваемых в составе  коммуникативной ситуации; теория речевого воздействия, или риторика, — учение о вербальных и невербальных способах воздействия на сознание адресата.

Экспертизы этого вида могут быть связаны с такими областями судебной практики, как дела о клевете, оскорблении, разжигании  межнациональной и религиозной вражды; дела о защите чести, достоинства и  деловой репутации, авторских прав; споры по имущественным и иным вопросам и т.п.

Проведение семантических исследований  целесообразно в тех случаях, когда требуется разъяснить значение текстов или отдельных слов в них, а также сопоставить несколько текстов друг с другом по смыслу.

На экспертизу предоставляется текст (тексты) в письменном виде (в оригинале или в виде копий). Если  исследуемым текстом является теле- или радиопередача, наряду с письменной расшифровкой необходимо представить видео- или аудиозапись соответственно. Если предметом спора является значение слов или словосочетаний, необходимо предоставить текст (тексты), в которых соответствующие слова употреблены.

Учитывая многообразие факторов, участвующих в формировании смысла речевого произведения, эксперт может и должен при  необходимости пользоваться не только толковыми словарями и грамматиками, но и  рядом других источников:

-словарями  ассоциативных норм;

-энциклопедическими  словарями и справочниками;

-культурологическими  словарями и справочниками;

-словарями  цитат и прецедентных текстов;

-учебниками и монографическими исследованиями по лексической, грамматической  и синтаксической семантике, прагматике речевого общения, теории речевого  воздействия, написанными на основе авторитетных теорий соответствующих областей  знания.

При проведении семантических исследований чаще всего перед экспертом ставятся следующие вопросы:

-Какая информация о … [приводится фамилия и  инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т.п.), либо наименование социальной, этнической или иной группы, информацию о  которых необходимо выявить в спорном тексте] содержится в … [приводится  наименование представленного на экспертизу текста либо указывается абзац или  предложение, в котором требуется обнаружить информацию, абзац или предложение  могут быть процитированы в вопросе]?

-Каково значение следующего предложения  (фрагмента текста): … [привести предложение или фрагмент текста]?

-Следует ли из содержания следующего предложения (фрагмента текста) [привести предложение или фрагмент текста], что… [привести возможное понимание  приведенного предложения или фрагмента текста]? Допускает ли это предложение  (фрагмент текста) иное понимание?

-Какого коммуникативное намерение автора следующего предложения (высказывания, фрагмента текста) [привести предложение  или фрагмент текста]: сообщение информации, выражение оценки, угрозы, насмешки, выражение чувств и т.п.?

-Являются ли слова … [привести слова] или  словосочетания … [привести словосочетания] обозначением одного и того же лица  (предмета) или разных лиц (предметов)?

-Какой именно предмет (лицо) обозначен словом  …[привести слово]?

-Выражает ли слово (словосочетание) …  [привести слово (словосочетание)] отрицательную оценку?

-Каковы значения слова (словосочетания) … [привести слово (словосочетание)] в современном русском языке, в каком из них оно  употреблено в данном тексте? Какова сфера употребления слова (словосочетания) в  этом значении, содержит ли оно положительную или отрицательную оценку?

-Каково значение слова (словосочетания) … [привести слово (словосочетание)] в спорном тексте?

-Употреблено ли слово (словосочетание) … [привести слово (словосочетание)] в данном тексте  в следующем значении … [привести значение]?

-Имеют ли слова (словосочетания) … [привести слова (словосочетания)] одинаковое  (тождественное, противоположное) значение?

-Находятся  ли слова (словосочетания) … [привести слова (словосочетания)] в родо-видовых  отношениях?

-Искажает  ли смысл следующего высказывания (абзаца, текста) … [привести соответствующий  фрагмент] пересказ этого высказывания (абзаца, текста), содержащийся в  следующем фрагменте спорного текста … [привести соответствующий фрагмент],  или смысл исходного высказывания (абзаца, текста) при пересказе передан  адекватно?

-Однозначно  или многозначно высказывание (абзац, текст) … [привести соответствующий  фрагмент] на … языке [указать язык]? Искажает ли смысл этого высказывания  (абзаца, текста) следующий перевод этого высказывания (абзаца, текста) на …  язык [указать язык] или смысл исходного текста при переводе передан адекватно?

-Соблюдены  ли при цитировании следующего высказывания … [привести высказывание и имя его  автора] правила цитирования, существующие в русском языке?

-Является  ли информация, содержащаяся в предложении (фрагменте текста) … [привести  предложение (фрагмент текста)], нейтральной, положительной (позитивной) или  отрицательной (негативной)?

-Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, вопрос,  оценочное суждение?

-Содержатся ли в тексте сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую  репутацию … [фамилия и инициалы], порочащие деловую репутацию предприятия …  [название])?

-Выражена ли информация, касающаяся… [фамилия и инициалы], в оскорбительной  (неприличной) форме?

-Содержится ли в тексте отрицательная (негативная) оценка всех представителей этнической  (конфессиональной, социальной и т. п.) группы [указать какой именно]? Кто  является автором высказывания, содержащего отрицательную (негативную) оценку:  официальные лица, редколлегия, журналист или иные лица?

-Содержатся ли в тексте призывы к насильственным действиям по отношению к представителям  этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы [указать какой  именно]?

Исследование наименований.

Экспертиза наименований производится с целью анализа имен собственных (наименований) с точки зрения их соответствия нормам  литературного языка, их новизны и оригинальности, содержания в них разного рода отсылок к явлениям объективной действительности. Экспертиза наименований  необходима для разрешения споров о совпадении различных наименований до степени  их смешения, о содержании в наименованиях скрытой или явной пропаганды  (наркотиков, насилия) и т.п.

 В качестве объектов экспертизы наименований могут выступать документы  (оригиналы или ксерокопии), распечатки или выписки из электронного дискурса, печати и штампы (их оттиски на бумаге), содержащие в себе подлежащее экспертизе  наименование; логотипы, исполненные полиграфическим способом или на машиночитаемых носителях (CD-диске, гибком диске, карте флеш-памяти). Исследуемый  текст может содержать одно слово или несколько слов.

Имена собственные — это слова и сочетания  слов, которые обозначают единственные в своем роде предметы, выделяя их из  класса других однородных предметов. К именам собственным относятся: личные  имена физических лиц (официально зарегистрированные имена, отчества, фамилии);  псевдонимы, прозвища физических лиц; клички домашних животных; наименования  юридических лиц (названия фирм, акционерных обществ, общественных организаций и  т.п.); товарные знаки и знаки обслуживания (обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических  лиц); имена доменов сети Интернет; адреса электронной почты; сетевые псевдонимы (так называемые ники, никнеймы; наборы символов, позволяющие однозначно идентифицировать конкретного пользователя в рамках конкретной автоматической электронной  системы); географические названия и т.п.

 Экспертиза наименований может решать диагностические (классификационные)  задачи. В этом случае она отвечает на следующие вопросы:

-Соответствует ли данное  наименование нормам современного (русского) литературного языка?

-Является ли данное наименование  индивидуальным и уникальным?

-Какие коннотации (положительные либо  отрицательные) имеет данное наименование? В какие системные (ассоциативные,  словообразовательные, этимологические) связи с лексикой (русского) языка может  входить данное слово?

-Выступает ли в качестве наименования единица, которая используется как общепринятое и  общеупотребительное обозначение товаров и услуг данного рода?

-Не содержит ли данное наименование или его элементы ложной информации или информации, способной ввести в заблуждение  потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?

-Не противоречит ли данное наименование  принципам гуманности и морали? Не содержит ли оно явной или скрытой пропаганды  (наркотиков, насилия, расовой ненависти и т.п.)?

Экспертиза наименований решает также идентификационные задачи, отвечая на следующие вопросы:

-Какими общими (отличительными) чертами (графическими, фонетическими, семантическими или другими) обладают рассматриваемые наименования?

-Является ли данное наименование сходным с другими рассматриваемыми наименованиями до степени смешения?

-Какое из сравниваемых наименований является более известным и популярным?