Автотехническая экспертиза

Научной основой судебной автотехнической экспертизы (далее, САТЭ) является судебная автотехника — своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях дорожно-транспортного происшествия (далее, ДТП), методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (далее, ТС) и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.

Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их  детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные  данные.

Виды автотехнической экспертизы:

— судебная экспертиза  обстоятельств ДТП;

— судебная экспертиза  технического состояния ТС;

— судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП:

— определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;

— определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

— определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

— установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

— определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;

— определение времени  преодоления ТС определенных участков пути;

— установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

— определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую  возможность предотвратить происшествие;

— определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;

— какие именно действия  водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для  движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;

— определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;

— установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;

— установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);

— определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных  и учета объективных закономерностей;

— установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;

— определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Задачи экспертизы технического состояния ТС:

-установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

-установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение  и развитие ДТП;

-установление  причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

-установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и  т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов,  систем, агрегатов в момент ДТП;

-установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли  способствовать возникновению ДТП.

Задачи экспертизы следов на ТС и месте ДТП:

-определение механизма ДТП;

-установление механизма  взаимодействия ТС при столкновении;

-установление механизма наезда  на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;

-установление угла взаимного  расположения ТС и направления удара в момент столкновения;

-установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;

-установление координат места  столкновения ТС или места наезда на пешеходов;

-установление факта движения  или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;

-установление части ТС,  которой нанесены повреждения потерпевшим;<

-определение по характеру  повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент  столкновения;

-установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный  момент столкновения;

-установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС,  гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;

-установление факта  возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;

-установление возможности получения механических повреждений  имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии;

-установление взаиморасположения  человека и частей ТС;

-оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;

-определение позы и  двигательных реакций пострадавших;

-выявление признаков,  характеризующих действия водителя;

-получение объективной информации  об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей;

-определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда;

-установление основных квалификационных характеристик дороги;

-установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;

-определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);

-установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;

-определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на  механизм ДТП;

-установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;

-определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

Объекты  экспертизы и материалы, необходимые для исследования

 Общие объекты САТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Виды ТС: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и самоделки), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним — это  сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь  постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что  большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней  задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов  допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.).  Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Для решения  простейшей задачи САТЭ — определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) — используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень  исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число  и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны  содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных  данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении  экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности.

Перечень основных исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

По всем делам,  связанным с расследованием ДТП.

1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.

1.2. Дорожные условия:

-тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и  т.д.);

состояние проезжей части (сухая, мокрая,  покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с  россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех  случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть.  Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по  возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;

-состояние поверхности проезжей части (наличие  повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры  этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка  и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты  расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;

-размеры проезжей части и прилегающих к ней  элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);

-продольный и поперечные профили проезжей части  в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо  горизонтальный);

-наличие разметки проезжей части, дорожных  знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;

-установленный порядок движения на данном  участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для  движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта  общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных  переходов и дорожек и т.д.);

-дата и время суток ДТП;

-месторасположения ДТП (населенный пункт,  ненаселенный пункт и т.д.);

-дальность видимости проезжей части, наличие  искусственного или естественного освещения;

1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их  характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии  следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения  и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в  процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность  участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия  (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и  протяженность каждого участка; при пересечении под углом, отличающимся от  прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах  (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на  обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или  накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже)  проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого  препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса  одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также  причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.

1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.

1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и  т.д.).

1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным  экспериментом).

1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других  элементов.

1.8. Техническое состояние  ТС до ДТП.

1.9. Тип, модель ТС.

1.10. Принадлежность государственному учреждению либо индивидуальному владельцу.

1.11. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное  управление, глухой водитель и т.д.).

1.12. Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае если груз не габаритный,  указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.

1.13. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

  1. Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов).

2.1.  Момент возникновения опасности для движения  либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для  предотвращения наезда.

2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для  случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно  его траектории движения) либо под углом к ТС; в этом случае необходимо указать  угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС  происходило это сближение; то же самое для случая движения во встречном  для ТС направлении; в случае движения в перпендикулярном направлении указать «слева направо», «справа  налево».

2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался — время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось  торможение.

2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с  пешеходом при наезде.

2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял — координаты  места наезда относительно следов торможения либо, на какое расстояние  продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.

2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать:

-интервал между ТС и препятствием,  ограничивающим обзорность;

-скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии;

-вид и модель ТС, ограничивающего обзорность;

-направление движения ТС, ограничивающего  обзорность;

-при одинаковых скоростях ТС и попутном  движении — дистанцию;

-при различных скоростях ТС при попутном  движении, а также при любых скоростях во встречном движении — расстояние от ТС,  ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность. Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.

2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо  указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается  от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (эксперимент  необходимо проводить в условиях наиболее приближенных к условиям на месте  совершения ДТП). Дальность видимости, как проезжей части, так и препятствия  зависит от множества факторов: конструктивных, атмосферных, технических,  субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти  величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных.

  1. Дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС.

3.1. На перекрестках.

3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными  объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с  цветовыми сигналами светофора, и т.д.

3.1.2. Порядок организации  движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).

3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого  покрытия.

3.1.4. Наличие светофорных  объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.

3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.

3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком  расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.

3.1.7. Расположение ТС по  ширине проезжей части перед выездом на перекресток.

3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение, наличие факторов, способствующих возникновению ДТП.

3.2. Дорога вне населенных пунктов.

3.2.1. Попутное или  встречное столкновение.

3.2.2. Применялось или не  применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние  продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения  — до остановки.

3.2.3. Момент возникновения  опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с  момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.

3.2.4. Какими частями  столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.

3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в  соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого  момента до столкновения.

3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.

3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.

3.2.8. Расположение ТС и их  частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.

3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС  относительно границ и оси проезжей части.

3.2.10. При столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была объективная возможность различить неподвижное препятствие (определяется только экспериментальным путем).

  1. Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС.

4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части  (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения  с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны  раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по  различным траекториям).

4.2. Величина радиуса и угла закругления  (поворота) дороги.

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые  отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного  представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных. Следователь (суд) всегда имеет возможность получить консультацию по указанному вопросу либо у эксперта, направившего ходатайство, либо у иного специалиста — сведущего в САТЭ лица. На стадии подготовки назначения экспертизы наиболее существенную помощь в этом вопросе следственно-судебным работникам может оказать только сотрудник  СЭУ.